Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

новое учение о языке

Лингвистика

«Но́вое уче́ние о языке́»

(«яфетическая теория») - система взглядов, выдвинутая Н. Я. Марром по

общим вопросам языкознания в 20-30‑х гг. 20 в.

В начальный период научной деятельности Марр внёс большой вклад в

развитие армяно-грузинской филологии; изучил и опубликовал ряд

древнейших памятников армянской и грузинской литератур, основал серию

«Тексты и разыскания по армяно-грузинской филологии» (в. 1-13, 1900-13),

успешно занимался изучением кавказских языков

(картвельских, абхазского и других), историей, археологией и

этнографией Кавказа. В связи с исследованием сравнительной грамматики

картвельских языков он обратился к поискам их родства с другими языками

мира, выдвинув ряд гипотез, недостаточно подкреплённых конкретным

языковым материалом (о родстве картвельских языков с семитскими, баскским и

др.).

Когда гипотезы Марра о родстве языков пришли в противоречие с данными

научного языкознания, он попытался ликвидировать эти противоречия,

объявив всё «традиционное», «индоевропейское» языкознание

устаревшим и несовместимым с марксизмом, и построить совершенно новую

лингвистическую теорию - так называемое «новое учение о языке», или

«яфетическую теорию». Впервые эти взгляды были высказаны в работе

«Яфетический Кавказ и третий этнический элемент в созидании

средиземноморской культуры» (1920). Отказавшись от достижений сравнительно-исторического языкознания

(см. также Сравнительно-исторический

метод), Марр выдвинул идею о том, что индоевропейская языковая

семья, как и другие семьи языков, не связана исконным генетическим

единством, которое было доказано компаративистами (см. Индоевропейские языки), а сложилась путём скрещивания.

В 1923-24 Марр усиленно занимался вопросами так называемой «палеонтологии речи», стремясь вскрыть общие для

всех языков этапы типологического развития, связанные с этапами развития

общества и материальной культуры; в 1925 он попытался связать эту свою

систему с философскими положениями исторического материализма,

понимавшегося им, однако, упрощённо, в духе вульгарного социологизма

(см. Стадиальности теория). Язык был

отнесён к категориям надстройки и определён как изначально классовое

явление. Первичным языком человечества, по Марру, был язык жестов, сменившийся позже звуковым языком в

виде «четырёх элементов» (SAL, BER, YON, ROШ), т. е. диффузных звуковых

комплексов, из которых возник словарный запас всех языков мира.

С общелингвистической точки зрения эти взгляды Марра имеют много

общего со взглядами Г. Шухардта, выдвинувшего идею о «языковом

смешении», и некоторыми идеями французской

социологической школы. Термин «Н. у. о я.» был употреблён впервые в

1924 (ранее Марр называл свою теорию «яфетической»). Построения Марра

этого времени не поддаются объективной проверке при помощи строгой

научной методики и опровергаются языковым материалом. К 1926 произошёл

окончательный разрыв Марра и его сторонников с научным

сравнительно-историческим языкознанием (индоевропеистикой), которое было обвинено в

идеализме, формализме, антисоциальности и даже расизме. Это вызвало в

среде советских лингвистов ряд резких выступлений против «Н. у. о я.»,

наиболее последовательным критиком которого был Е. Д. Поливанов,

исследовавший японский, китайский, узбекский, дунганский языки, занимавшийся проблемами общего

языкознания («За марксистское языкознание», 1931), создавший

оригинальную теорию языковой эволюции. В статье «Новый поворот в работе

по яфетической теории» (1931) Марр обращается к исторической

психологии, пытаясь по данным языка вскрыть последовательные этапы

развития мышления, что отражало односторонность подхода к проблеме языка и мышления.

Ряд учеников Марра, в т. ч. И. И. Мещанинов, стали развивать

«Н. у. о я.» в сторону сближения с «традиционным» языкознанием.

Мещанинов, пользуясь и некоторыми идеями Марра, исследовал основные

этапы развития языков, развил теорию понятийных

категорий и создал теорию синтаксической типологии языков,

разработал теорию членов предложения и

синтаксических отношений в их связи с частями

речи и т. д. К 1950 учение Марра оказалось в состоянии кризиса,

который усугубился также тем, что отношения его школы с

«индоевропейским» языкознанием ещё более осложнились. В газете «Правда»

была проведена дискуссия (1950), в которой участвовали как сторонники,

так и противники «Н. у. о я.»; в ряду противников «Н. у. о я.» с

несколькими статьями, содержащими, однако, лингвистически ошибочные

положения о языке и его развитии, выступил И. В. Сталин. Дискуссия

открыла возможность разработки «традиционной» лингвистической

проблематики (особенно сравнительно-исторического языкознания). Вместе

с тем после дискуссии на некоторое время приостановилось исследование

проблем, имевших в «Н. у. о я.» научный интерес, - проблемы языка и

мышления, типологии языков, социолингвистических проблем и некоторых

других. Эти направления исследований успешно развиваются советской лингвистикой с конца 50‑х гг.

Марр Н. Я., Избранные работы, т. 1-5, М.-Л., 1933-37;

Мещанинов И. И., Введение в яфетидологию, Л., 1929;

его же, Члены предложения и части речи, М.-Л., 1945;

Абаев В. П., Н. Я. Марр (1864-1934). К 25‑летию со дня

смерти, «Вопросы языкознания», 1960, № 1;

Тронский И. М., Сравнительно-исторические исследования, в

кн.: Теоретические проблемы советского языкознания, М., 1968;

Гухман М. М., Типологические исследования, там же;

Поливанов Е. Д., Статьи по общему языкознанию, Избранные

работы, М., 1968.

А. А. Леонтьев.

Полезные сервисы